Премия Рунета-2020
Якутия
-2°
Boom metrics
Общество15 декабря 2022 5:00

Александр Блинов - о профессии продакт-менеджера в России

Продакт-менеджмент - одно из важнейших направлений в IT-сфере
Сабина Абасова
Александр Блинов. Фото: Личный архив

Александр Блинов. Фото: Личный архив

Продакт-менеджмент позволяет управлять разработкой технического продукта от идеи до его продажи. Согласно данным Forbes, в 2022 году 34% компаний готовы были расширить штат продакт-менеджеров, добавив к своим командам от 2 до 5 новых специалистов. Такой рост связан со многими факторами. О том, как проходило становление и развивается сегодня это востребованное техническое направление, мы поговорили с Александром Блиновым, ведущим специалистом международного уровня.

- Александр, расскажите подробнее о своей профессии. Нам известно, что вы посвятили этой специальности долгие годы. Как складывалась ваша карьера в индустрии продакт-менеджмента?

- Мой карьерный путь начался в 2009 году с позиции стажера в компании Билайн. Эту возможность я обнаружил на ярмарке вакансий в МГУ, где в то время завершал обучение. В те времена в России было мало известно о профессии продакт-менеджера. Я наблюдал за стремительным развитием индустрии и активно осваивал и внедрял передовые практики, став одним из пионеров в этой сфере в стране.

Спустя 14 лет могу отметить, что эта профессия в России все еще остается относительно молодой и продолжает эволюционировать, хотя и сформировала четкие очертания. Сегодня продакт-менеджеры играют ключевую роль в создании успешных продуктов, учитывая потребности рынка и быстро меняющиеся технологические тренды. Главной задачей остается одно - делать качественный продукт, который будет популярен у покупателей и, разумеется, принесет компании прибыль.

- Какие важные особенности ремесла можно выделить на сегодняшний день, исходя из вашего опыта?

- В первую очередь я отметил бы тренд на специализацию продакт-менеджеров: компании все чаще нанимают специалистов для решения узких задач, таких как улучшение отдельных этапов клиентского пути (знакомство с продуктом, удержание клиента и т. п.). При этом продакт-менеджер должен оставаться многофункциональным, чтобы иметь возможность эффективно переключаться между разными ролями.

Кроме того, фокус однозначно смещается на пользователя. Принимать решения в зависимости от поведения и потребностей клиентов - это для компаний уже не новомодный тренд, а жизненная необходимость. Тут стоит отметить преимущества так называемого data-driven-подхода - использования различных данных при принятии решений. Оцифровка стала обязательной, и измерение и анализ пользовательского поведения стали неотъемлемой частью успешного продакт-менеджмента.

Будучи руководителем продуктовой команды в крупной компании, я понимаю, что мне не подходит роль простого наблюдателя за развитием отрасли. Я вижу свою задачу в активном формировании и распространении передовых практик и последних трендов. Сегодня продакт-менеджер становится не просто управляющим продуктом, а коммуникатором и проводником информации о нем между различными функциями компании, а также вовне - с партнерами, инвесторами и поставщиками. С ростом сложности продуктов и процессов подобный стейкхолдер-менеджмент становится ключевой компетенцией продакт-менеджера. Повышается коммуникационная нагрузка, так как необходимо быть связующим звеном между командами разработки, маркетинга, продаж и другими. Это требует не только технических навыков, но и способности эффективно общаться и управлять информацией.

- Давайте поговорим о ваших крупных проектах. Вы работали в МТТ и Билайн - это «зубры» в своей нише. Не могли бы вы рассказать о своих разработках для них?

- В компании МТТ моя роль заключалась в составлении плана развития и управлении процессом разработки продукта DZINGA и его локализации на международных рынках. Этот проект имел стратегическое значение для компании, открывая перспективы роста и предоставляя возможность внедрения разработки в новых географических регионах. Далее проект вырос в отдельное направление бизнеса, ориентированное на внешний рынок. Учитывая, что аналогичные продукты там отставали от российских на 5 - 7 лет, наш выход стимулировал развитие этих рынков и ускорил процесс их модернизации.

В компании Билайн я руководил запуском продукта по защите от DDoS-атак и портала облачных услуг cloud.beeline.ru. Проект защиты от DDoS-атак имел огромное значение для популяризации этого сервиса и для решения общей проблемы незащищенности инфраструктур клиентов от подобного негативного воздействия. Запуск продукта от имени бренда Билайн привлек внимание множества компаний к вопросам безопасности и защиты их сетевых ресурсов и клиентских данных. Портал облачных услуг способствовал популяризации услуг SaaS и облачной модели использования программного обеспечения на российском рынке. Многие компании начали переходить на эту модель, поскольку у Билайн появилась репутация надежного посредника в предоставлении таких сервисов. Эти проекты привнесли значительные изменения в отрасль и помогли многим компаниям обеспечить свою безопасность и эффективность за счет новых технологий и услуг.

- Каково это - руководить продуктовой командой? Можете рассказать нам на примере своих проектов?

- Так сложилось, что самая большая команда у меня была в МТТ. Я напрямую руководил девятью сотрудниками, семеро из которых были продакт-менеджерами. Менеджеры в свою очередь руководили кросс-функциональными продуктовыми командами. Кросс-функциональная команда - это группа специалистов, у которых есть все необходимые навыки для создания, поддержания и развития целого продукта самостоятельно. Такая команда имеет ряд преимуществ: гибкость, высокая продуктивность и скорость разработки, самостоятельность и проактивность, а также способность быстро запустить продукт. Принимая во внимание всю структуру управления, общий состав команды превышал 50 человек.

Мы занимались разработкой таких проектов, как МТТ Бизнес, dzinga.com, мобильные приложения и партнерские сервисы. Достижения моей команды были отмечены национальной наградой «Премия Рунета» в номинации «Технологии и инновации» за создание инновационной платформы бизнес-коммуникаций «МТТ Бизнес» и успешное продвижение онлайн-сервисов по управлению телефонией и бизнес-процессами для компаний любого масштаба. Эта награда - прекрасный пример того, каких высот может достичь действительно сплоченная и амбициозная команда.

- Вам довелось поработать на международном рынке и запустить партнерскую интеграцию с такими гигантами онлайн-торговли, как Amazon и Shopify. Что вы вынесли из этого проекта и чем можете поделиться с читателями? Отличались ли ваши подходы от работы в российских компаниях?

- Этот проект я реализовывал в рамках компании Osome - успешного сингапурского стартапа, оказывающего услуги бухгалтерской и налоговой поддержки малого и среднего бизнеса. Я отвечал за сегмент клиентов, занимающихся онлайн-торговлей и продажами на маркетплейсах. Благодаря интеграции нашего продукта с топовыми e-commerce-площадками у клиентов появилась возможность подключения сервиса Osome на базе уже знакомой электронной площадки, на которой они ведут бизнес.

Проект стал для меня, как специалиста, настоящим вызовом. Главной особенностью была необходимость учитывать интересы большого количества крупных мировых корпораций. Сразу могу сказать, что оно того стоило: за счет этих интеграций эффективность внутренней операционной команды повысилась на 50%. Работая над этим проектом, я сделал один важный вывод: без всестороннего развития специалиста как в технических навыках, так и в soft skills, современному продакту не обойтись. Проект предполагал широкое взаимодействие с представителями разных компаний, а отличное техническое исполнение проекта было результатом слаженной командной работы всех участников.

Этот опыт существенно отличался от работы в российских компаниях, где акцент часто делается на более локальных задачах и подходах. В международном контексте я столкнулся с необходимостью адаптироваться к разнообразным бизнес-культурам и рабочим стандартам, что значительно расширило мои профессиональные горизонты.

- Недавно вы создали онлайн-курс по продуктовой стратегии. Что именно этот курс включает в себя? Какова его целевая аудитория?

- Уверен: чем больше грамотных специалистов, тем быстрее отрасль развивается. В течение моей карьеры я всегда руководствовался принципом, что делиться профессиональным опытом и экспертизой крайне важно. Это способствует не только росту новичков, но и личному развитию ментора. Вдохновение от этой идеи подтолкнуло меня к разработке данного курса, который ориентирован как на специалистов, начинающих карьеру в IT, так и на действующих участников продуктовой команды и опытных менеджеров и руководителей.

На мой взгляд, в обучении важно делать упор именно на практику, что облегчает студентам вход в профессию. Это предположение уже подтверждено статистикой: по данным платформы, на которой размещен курс, 77% их выпускников находят работу в течение 3 месяцев. Программу освоили уже сотни студентов. Думаю, это важный вклад в формирование нового поколения сильных специалистов продакт-менеджеров.

- Спасибо за полные и подробные разъяснения, Александр. Мы уверены в том, что ваше участие в развитии профессии и ваша способность вдохновлять новых специалистов будут продолжаться и в будущем. С нетерпением ждем дальнейшего вашего вклада в индустрию.