Премия Рунета-2020
Биробиджан
+3°
Boom metrics
Общество31 марта 2020 9:50

Президент поддерживает социальные инициативы жителей Дальнего Востока

Исполнительный директор Фонда президентских грантов Андрей Долгов рассказал, как подготовить проект, чтобы он получил поддержку
Исполнительный директор Фонда президентских грантов Антон Долгов. Автор фото: Дмитрий ФЕОКТИСТОВ/фотохост-агентство ТАСС

Исполнительный директор Фонда президентских грантов Антон Долгов. Автор фото: Дмитрий ФЕОКТИСТОВ/фотохост-агентство ТАСС

Система государственной грантовой поддержки некоммерческих организаций существует с 2006 года. По решению президента России Владимира Путина ежегодно сотни НКО получают существенную поддержку на развитие общественно значимых проектов. Дальневосточники в конкурсе принимают самое активное участие и количество проектов-победителей тоже постоянно увеличивается. Исполнительный директор Фонда президентских грантов Антон Долгов объяснил секрет успеха дальневосточных НКО их неравнодушием и стремлением самостоятельно решить проблему. Именно такие проекты чащу других получают поддержку Федерального центра.

- Дальневосточные НКО всегда были такими активными?

- Мы очень много проводим времени в регионах, общаемся с заявителями, и у меня Дальний Восток всегда на особом счету. Потому что уровень самостоятельности, осознанности и продуманности проектов, которые приходят с Дальнего Востока, очень высок. Поэтому из года в год растет не только количество дальневосточных заявок на участие в конкурсе президентских грантов, но и число проектов, которые получают поддержку. К примеру, если в 2015 году со всего Дальнего Востока у нас было 43 НКО-победителя, то в 2017-м – уже 212. В 2019-м – 227. А в этом году только в первом конкурсе года гранты получили 129 некоммерческих организаций из Дальневосточного федерального округа.

- Какие проекты побеждают?

- В первую очередь, те, которые направлены на улучшение жизни людей. Мы же представляем себе дальневосточные территории? Ту отдаленность многих населенных пунктов от региональных центров, которая и порождает значительную часть инфраструктурных проблем. Так вот общественники Дальнего Востока не ждут «дядю», который придет и все сделает: они сами берутся решить проблему, в том числе с помощью президентских грантов. Именно эта черта – самостоятельность в решении проблем – как раз весьма характерна для общественников востока страны.

- Да и жителей Дальнего Востока вообще, наверное. Поэтому, видимо, рост числа заявок и победителей с Дальнего Востока можно объяснить и тем, что общественников и НКО на ДВ становится все больше…

- Да, и этим тоже. Другой важный фактор – это накопление опыта и распространение «сарафанным радио» позитивных историй. Когда один эффективный общественник в своем городе или селе решил проблему, да еще и сумел привлечь деньги фонда президентских грантов, другие быстро об этом узнают и понимают – это работает! Особенно это заметно на небольших городах, районных центрах: сначала оттуда приходит один проект, потом второй, третий и так далее. Один выиграл, отработал – на следующий конкурс поступает уже целый куст заявок. Правда, нужно обозначить очень важный момент: как правило, президентские средства выделяются таким организациям, которые уже что-то умеют, что-то делают, и им не хватает ресурсов на то, чтобы распространить свою помощь на большее число людей. Работающим организациям легче помогать. Они быстрее приходят к результату. Поэтому никаких барьеров действительно нет: только качественно продуманный проект с вполне конкретными результатами, которые выражаются в улучшении жизни определенного числа людей. Вообще, возможность выразить и саму проблему, и результат проекта в цифрах – это едва ли не главный критерий успешной заявки. Чтобы некоммерческая организация могла в любой момент – к примеру, вам, журналистам – рассказать: мы получили миллион рублей, который мы потратили таким образом, что энное количество жителей данной территории забыли о конкретной проблеме.

- Как правильно готовить проект, чтобы он получил президентский грант?

- Во-первых, напомню, что в конкурсе могут участвовать только проекты от некоммерческих негосударственных организаций. Государственные учреждения культуры не могут, а частные музеи – пожалуйста. Равно как и религиозные организации традиционных конфессий – они могут выставлять свои проекты, связанные исключительно с социальным служением. Как сделать хороший проект? В первую очередь необходимо ответить на вопрос «Для кого он?», а не «Что могу делать?». Это, кстати, одна из наиболее распространенных ошибок. Потому что многие берут за основу свои навыки и умения и пытаются оттолкнуться от них, найти тех, кому это может помочь или пригодиться. Правильный подход – исходить из реальной проблемы, что есть у людей, будущих благополучателей. К примеру, есть у НКО желание помочь неполным семьям с детьми в некоем населенном пункте. Чтобы эта помощь была эффективной, нужно для начала опросить эти семьи, или хотя бы их часть, и узнать, а что им действительно нужно.

И вот когда проект подготовлен именно так: есть абсолютно понятная группа людей, у которой есть конкретная проблема, и НКО понимает, как эту проблему решить – полдела сделано. Остается сформулировать проект таким образом, чтобы дать понять: в результате конкретных мер будут получены конкретные результаты. Потому что – и это еще одна распространенная ошибка – коллеги часто весьма расплывчато формулируют ожидаемые результаты. Улучшится жизнь…

- Поднимется настроение.

- Или так. И вот еще один часто встречающийся ожидаемый результат: «люди посетят образовательное мероприятие». Но это не результат. От самого факта посещения их жизнь никак не поменяется. Чтобы таких ошибок было меньше, мы на наших обучающих семинарах говорим конкурсантам: поместите себя в последний день проекта. Если вы видите, что жизнь благополучателя действительно изменилась к лучшему и степень этих изменений можно измерить – вы на верном пути, ваш проект заслуживает поддержку.

- Выходит, главное – увидеть проблему…

- Именно. Найти реальную проблему, ее решение и адекватно все описать, понимая, что заявку будут читать посторонние люди, не знакомые с ситуацией. А значит, додумывать за вас никто не будет.