Наука

Хочешь вызубрить урок? Поболтай о нем с приятелем! Семь лайфхаков, как запоминать информацию быстрее

Эти советы универсальны — вне зависимости от того, надо ли нам выучить формулу, прочитать книгу или натренировать новый навык
Основательница курса, доктор Оклендского университета (США) Барбара Окли

Основательница курса, доктор Оклендского университета (США) Барбара Окли

«Учимся учиться», или «Learn how to learn» - это один из самых популярных онлайн-курсов в мире, который уже прошли больше 2,5 миллионов человек! В этом году основательница курса, доктор Оклендского университета (США) Барбара Окли приехала на конференцию EdCrunch в Москве и поделилась своими приемами:

- В детстве я мечтала стать лингвистом, и хотела выучить как можно больше новых языков, - рассказывает профессор Окли. - Поэтому сразу после школы я пошла… в армию! Там поступила в военный институт языковой подготовки, где выучила русский язык. Тогда я сформулировала для себя основные принципы запоминания новой информации. Они очень помогли мне, когда позже я решила сменить специальность и занялась биологией и инженерными науками. Приемы, о которых рассказываю в этом курсе и в своих книгах, основаны на нашей физиологии, на том, как работает человеческий организм. Поэтому они универсальны — вне зависимости от того, надо ли нам выучить новую формулу, прочитать книгу или натренировать какой-либо навык.

Два режима работы мозга

Наш мозг работает в двух режимах — сфокусированный и рассеянный. Первый режим позволяет нам сосредоточить все внимание на какой-то задаче. Именно так мы пытаемся умножить 6 на 8 в уме или вычисляем проценты по кредиту. О такой сфокусированности мечтает любой учитель! Увы, проблема в том, что мозг не может долго работать в таком режиме, это потребляет слишком много энергии. Так что при решении подобных задач очень важно делать перерывы — например, каждые полчаса.

Второй режим — рассеянный, похож на режим автопилота. Сравните двух водителей: начинающий шофер все свое внимание тратит на переключение передач и положение руля, путается в педалях и не обращает внимание на знаки. А вот опытный водитель делает все эти вещи на автомате, и может одновременно с этим слушать радио, разглядывать рекламные баннеры, да еще и говорить по телефону. Когда мозг работает в рассеянном режиме, это позволяет нам видеть общую картину, запоминать связи между явлениями и находить нестандартные решения. Простой способ переключиться в такой режим — обсудить то, что вы только что узнали, с другими! Ну или хотя бы просто проговорить вслух новую информацию своими словами.

Метафоры в помощь

Хороший способ запоминать сложные вещи — это метафоры. Основная задача тут — это подобрать метафору так, чтобы она сама напоминала нужные свойства и особенности этого явления.

- У людей есть два типа памяти — кратковременная и долговременная, - приводит пример Барбара Окли. - Кратковременную можно сравнить с жонглером, который может удержать в воздухе только четыре предмета. Задача кратковременной памяти — связать эти предметы в одну цепь понятий. А вот долговременная память — это склад, на котором эти цепи хранятся.

Именно поэтому, когда мы учимся чему-то новому, нужно выделять связи между явлениями и событиями. Это позволяет освободить “руки” у кратковременной памяти. Так она сможет работать не с отдельными терминами, а с их цепочками, и быстро извлекать их со склада долговременной памяти в нужный момент.

- Так люди становятся экспертами в своей области - они хранят в своей памяти не просто отдельные фрагменты и цепочки знаний, а целые сети информации, которые могут легко вспомнить и быстро использовать, - объясняет профессор.

Повторение — мать учения

Так как же научиться выстраивать такие логические цепочки? Во-первых, не пытаться выучить все и сразу. Новую информацию надо усваивать постепенно, небольшими частями, и не бежать впереди паровоза:

- Представьте, что вы строитель, а кирпичи — это кусочки информации, которые вы пытаетесь запомнить, - приводит другой пример Барбара Окли. - Чтобы построить стену, нужно выложить ряд таких кирпичей, и дать цементу между ними просохнуть. И только потом можно выкладывать следующий ряд. Если же вывалить все сразу, то стена развалится. То есть, будет каша в голове.

Чтобы дать новым знаниям укрепиться в голове, нужно… больше спать и отдыхать. Настоящее обучение происходит именно в процессе сна, когда мозг обрабатывает и сортирует полученную за день информацию. И чтобы она не стерлась, этот новый материал нужно повторять.

Повторение помогает лучше усвоить новую информацию и двигаться дальше. Поэтому школьникам и дают прописи, кучу однотипных задачек по математике и бесконечные упражнения по русскому языку.

- Заниматься один раз в неделю бесполезно — за это время новая информация сотрется из памяти. Тренироваться каждый день тоже неэффективно, мозг не будет успевать обрабатывать поток информации. Оптимальный вариант — учиться 3-4 дня в неделю, а в остальное время давать себе отдых. И лучше, чтобы эти выходные были не подряд, - советует профессор.

Одной строкой

- Не получается найти решение — забейте! Возможно, оно придется позже само.

- Узнали какое-то явление или понятие? Попробуйте увидеть его в другом контексте. Например, прошли понятие золотое сечение - ищите его в формах растений и в зданиях вокруг.

- Меняйте атмосферу учебы — отправляйтесь с аудиокнижкой на пробежку или в парк.

- Обуяла лень? Для борьбы с прокрастинацией сосредоточьтесь не на результате, а на процессе! Договориться с самим собой «Сейчас 20 минут порешаю эту задачу и отдохну» гораздо легче, чем уговаривать себя сделать все и сразу.