Премия Рунета-2020
Барнаул
+14°
Boom metrics
Общество23 апреля 2018 1:00

Мальчики налево, девочки направо: После разделения в алтайской школе дети стали учиться лучше

Введение эксперимента дало ошеломляющие результаты
Авторы (2):
Мальчики - 2-Б класс, девочки - 2-А класс. Фото предоставлено школой №20 города Бийска.

Мальчики - 2-Б класс, девочки - 2-А класс. Фото предоставлено школой №20 города Бийска.

Уже второй год в бийской школе №20 идет эксперимент по раздельному обучению мальчиков и девочек. Разделение дало ошеломляющие результаты – дети стали намного лучше учиться.

- Сейчас у нас почти 100-процентное участие детей в уроке. Всего один-два человека не поднимают рук. Для сравнения, в смешанных классах у нас обычно порядка 40 процентов активных детей. Иными словами, раньше в классе было шесть мальчиков-хорошистов, а сейчас 17, - рассказала директор школы №20 Елена Вербицкас.

Задачки про платья и машинки

В классах стало больше ударников и отличников. Если в смешанном классе таких ребят 58 процентов, то в раздельных классах хорошо учатся 89 процентов девочек, мальчиков - 65 процентов.

Все дело в особенностях обучения. Для мальчишек и девчонок подбирают задания, которые будут им наиболее интересными - девочки любят смаковать детали, например, урок строится на обсуждении одежды мамы, которая идет в театр, или для иллюстрации задач используются цветы, украшения. Для мальчишек, наоборот, – мячи, роботы, машинки.

- Мальчики более сдержанные, не любят работать в парах, они лидеры, любят сами продумывать решения и самостоятельно их принимать. Парням в начале урока нужно включаться быстро, но и утомляются они быстрее. Девочки медленнее раскачиваются, входят в работу, зато потом их не уймешь, - считает педагог.

Основной преподавательский состав, как и в целом по стране, женщины, но физкультуру, труд, информатику у мальчишек ведут мужчины.

- Задействованы все мужчины, которые были в арсенале, - говорит Вербицкас.

В штыки

Сначала родители приняли в штыки предложение разделить детей. Учителя вспоминают, что на первом собрании был взрыв эмоций и накал страстей. Боялись, в первую очередь, что дети не будут социализироваться, если их разделить.

- Я бы не хотела, чтобы мои дети учились раздельно. Где им еще учиться общаться, если не в школе, я категорически против. Мужчина становится сильным рядом с женщиной. Мальчишкам надо ссориться из-за девочек, драться. Это поможет им расти, - считает жительница Бийска Галина Шевченко.

- Наоборот, раздельное обучение помогает социализироваться. Учась вместе, мальчики и девочки смотрят друг на друга как на боевых товарищей. Мне кажется, это неправильно, и камень в сторону института семьи. Если парни будут отдельно, они будут более уважительно относиться к девочкам, - уверен отец трех сыновей Олег Романов.

- Мы решили отдать сына в гендерный класс и еще ни разу не пожалели. Матвей хорошо учится, ему нравится ходить в школу. Мне кажется, девочки быстрее развиваются и подавляют мальчишек. А так дети спокойно учатся. Я слушаю, что говорят другие родители, чьи ребятишки ходят в смешанные классы, многие хотели бы перейти на раздельное обучение. Например, моя племянница учится в параллельном смешанном классе – она боится отвечать у доски, у наших ребят такого нет. Но на самом деле, есть разные мнения, кто-то высказывается и против. Единственные недостаток гендерного обучения, на мой взгляд в том, что в «началке» предметы ведет не один педагог, а несколько – детям сложно адаптироваться, - рассказала мама второклассника Елена Петрова.

Как рассказали в школе, классы находятся рядом, и дети могут общаться на переменах, они играют на улице, занимаются вместе на внеурочных школьных мероприятиях.

- На второй год, видя результаты, нам уже не нужно было проводить беседы с родителями, чтобы набрать гендерные классы – к нам шли целенаправленно, - сказала Елена Вирбицкас.

Амазонок хватает, женщин мало

Раздельное обучение ввели после того, как стали обращать внимание на поведение детей: девочки стали более авторитетны, охотнее берут на себя инициативу, а если вдруг какая «разборка», то и тут они на первом плане, а мальчишки отсиживаются в тени.

- В раздельных классах дети ведут себя не так агрессивно – нет духа соперничества: даже в таком возрасте присутствие женщин обостряет ситуацию. Тут им не перед кем воображать. У девочек, наоборот, появилось чувство сопереживания. Когда у одной неудачи, они все вместе подругу утешают. В смешанных классах такого нет. Амазонок в жизни предостаточно. Мы стараемся воспитывать в девочках женственность, а в мальчиках - силу и ответственность, - говорит педагог.

Планируется, что в бийской школе дети будут учиться раздельно до 8 класса, потом начнется специализация, и их разделят уже не по гендерному, а предметному принципу.

Комментарий специалиста

От социализации никуда не деться

Любовь Пивоварова, психолог:

- На мой взгляд, это далеко не самый худший эксперимент. Начальная школа – сложное время в плане адаптации. Дети сильно отвлекаются от учебы на противоположный пол. Кто не влюблялся в младших классах или вообще в детском саду? Мальчишки часто чрезмерно активны, стараются привлечь внимание и обижают девочек, сами того не замечая. Девочки тоже отвлекаются от уроков. Если будут учиться раздельно, однозначно станет меньше обид. Я была бы рада, если бы мои дети учились в раздельных классах. А от социализации никуда не деться – дети живут на одних и тех же улицах, ходят в кино, общаются в интернете.

ВЗГЛЯД с 6-гоЭТАЖА

Не факт, что это работает

Ксения АДАМОВИЧ

Рано кричать "Даешь раздельное обучение!". Готова поспорить, что дело тут совсем не в рассадке по половому признаку.

Во-вторых, есть такая штука, как "эффект наблюдателя". Пока к новым классам приковано внимание родителей, директорови вообще всех вокруг, дети сидят паинькамии делают домашние задания с утра до ночи. Понимают, что на них все смотрят. Убрать повышенное внимание — и дети выдохнут, закинут учебники подальше и дружно прогуляют какой-нибудь последний урок.

В науке это называется Хоторнским эффектом. В конце 20-х годов прошлого века компания "Вестерн Электрикс" в США заметила, что у сборщиц реле на заводе в Хоторне упала производительность. И пригласила ученых, чтобы решить эту проблему. Ученые поставили эксперимент и вкрутили в цеху лампочки поярче. И чудо! У работниц выросла производительность труда. Вот только и те женщины, что остались при своих тусклых 20 ваттах, тоже показали стахановские темпы.

Всё дело в том, что сборщицы видели учёных в белых халатах и наблюдателей, которые ходят и что-то записывают. Надо же "показать товар лицом"! Кстати, уж не увольнять ли кого-то будут? Вот работницы и дали жару, хотя о целях эксперимента им, понятно, никто не рассказывал.

Так что посмотрим, может, раздельные классы - это и правда полезная штука. Но реальный эффект от них будет понятен, только если оставить этих детишек в покое на несколько лет.

Кстати, возможно, всё дело в прогрессивных учителях, которые занимаются экспериментальным классом. Для чистоты эксперимента надо было бы дать таких же сильных педагогов и обычным ученикам — возможно, дело в уровне преподавания, а не в разделении на мальчиков и девочек.