Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Экономика8 сентября 2017 16:30

Светлана Чупшева: «Чем меньше издержки бизнеса, тем меньше затрат ложится на потребителей»

Гендиректор Агентства стратегических инициатив заявила об этом на Восточном экономическом форуме [видео]
Светлана Чупшева

Светлана Чупшева

Фото: Руслан РАХМАНГУЛОВ

В Агентстве стратегических инициатив (АСИ) уже пять лет работают над тем, чтобы, как это модно говорить, изменить парадигму отношений государства и бизнеса. Вместо «долго и непонятно» должно стать «быстро и доступно». На Дальнем Востоке этот процесс идет даже быстрее за счет механизма территорий опережающего развития. Гендиректор АСИ Светлана Чупшева рассказала, что именно нужно сделать, чтобы облегчить жизнь бизнеса и косвенно повлиять на снижение цен.

- Какие основные проекты Агентство реализует на Дальнем Востоке?

- Самая главная проблема, о которой говорят на площадке форума, это создание такой инфраструктуры, чтобы люди не уезжали отсюда, а чувствовали себя с точки зрения качества жизни как и в Центральной части России. Здесь мы говорим и о культурной инфраструктуре: театры, музеи, рестораны, места отдыха для детей. И понятные и прозрачные правила для предпринимателей. Ежегодно регионы Дальнего Востока отставали в целом от регионов Центральной России с точки зрения мер поддержки, это оценки со стороны бизнеса. Тяжелый вопрос для регионов. Дороги, интернет, технопарки, бизнес-инкубаторы и ряд других механизмов. На форуме с губернаторами обсуждали эти проблемы. Задача - чтобы люди не уезжали отсюда. Природа красивая, потенциал огромен. Нужно только консолидировать усилия и понимать, какие шаги необходимы.

- Что делает конкретно Агентство стратегических инициатив?

- У нас очень много проектов на Дальнем Востоке и в различных регионах. Если мы начали разговор о предпринимательстве, это разработка понятных стандартов и моделей в части регулирования. «Долго и непонятно» – это то, что касается законодательства, правил ведения бизнеса на Дальнем Востоке. Вчера мы с коллегами из Японии обсуждали, и многие жаловались, что не понимают, куда зайти, с чего начать, чтобы получить разрешение на строительство, ряд других процедур. Первоочередная задача – создать правовое поле, понятное для предпринимателей. Как для российских, так и для иностранных. Сократить сроки и регламенты, сделать прозрачными процедуры подключения к электросетям, получение разрешений на строительство, регистрация предприятий, собственности, создать необходимую базу мер поддержки, которая будет обеспечена финансово. Создать инфраструктуру и меры поддержки для малого бизнеса. Это те вещи, которые мы, работая с регионами, пять лет реализуем.

- Приведите пример удачной расшивки этих сложных узлов?

- В 2011 году сроки получения разрешения на строительство в разных регионах варьировались от 40 дней до бесконечности. Люди три года могли получать разрешение на строительство на типовой модельный объект. Даже если там не было никаких специальных условий, например экологическая охраняемая зона, что предполагает дополнительные сроки. Нет, типовой дом мы обсчитывали. То же самое по другим услугам. Сегодня мы говорим, что у нас эта дельта - от 40 до 150 дней. Наша задача с поручением президента – до конца года не превышать в регионах этот показатель до 129 дней. Это в части стройки. Такие понятные сроки у нас есть по каждому направлению. Подключение к электросетям на модельный объект - до конца года все субъекты должны обеспечить не выше 90 дней. Регистрация собственности – до 7 дней. Это очень понятные для бизнеса категории. И результат уже виден. Думаю, до конца года все шансы и в регионах Дальнего Востока выполнить эти требования.

- Как эти улучшения влияют на стоимость конечного продукта? На цены в магазинах, на стоимость квадратного метра и т.п.

- Это сокращение затрат для бизнеса. Четыре года назад одна иностранная компания хотела в России построить завод. Такой пример они нам привели: точно такой же завод они строили в Малайзии и параллельно хотели построить в одном из регионов России. Все посчитали. Там на строительство завода ушел бы год, а в России на это пришлось бы потратить пять лет. Это издержки для бизнеса. Он несет дополнительные затраты, которые потом ложатся на конечного потребителя. Поэтому то, что мы делаем, это, в том числе, и для потребителя, потому что это серьезно сокращает издержки бизнеса.

- А конкретно на Дальнем Востоке еще чем занимаетесь?

- На Дальнем Востоке у нас очень много проектов в части образования, вовлечения молодежи в экономическую деятельность, создания для них новых возможностей. Несколько примеров. В конце октября в Дальневосточном федеральном университете откроется технопарк «Кванториум». Мы планируем, что площадка будет очень востребованной, потому что ДВФУ сегодня является одним из передовых в нашей стране вузов. И здесь будут выбраны компетенции в сфере IT, космоса, робототехники, нейротехнологий. Уверена, что детям от 9 до 18 лет это будет полезно и интересно. У нас есть проекты по регулированию доступа негосударственного сектора в социальную сферу, развитию добровольчества, волонтерства в регионах. Проекты, связанные со стандартами подготовки рабочих специалистов, перестройка системы профессионального образования. И здесь тоже регионы Дальнего Востока участвуют. Есть победители и призеры. Работа ведется по разным направлениям. И регион становится более активным в этой части.