Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество25 июля 2017 22:00

Тайна гибели Юрия Гагарина: версию Алексея Леонова опровергают специалисты-авиаторы и историки

Эксперты считают, что ими разгадана тайна гибели Юрия Гагарина [инфографика]
Июль 1967 года. Валентина Терешкова (слева) и Владимир Серегин возвращаются из тренировочного полета. До рокового полета Серегину остается меньше года.

Июль 1967 года. Валентина Терешкова (слева) и Владимир Серегин возвращаются из тренировочного полета. До рокового полета Серегину остается меньше года.

Фото: РИА Новости

Не так давно в «Комсомолке» были опубликованы отрывки из новой книжки дважды Героя Советского Союза, человека, который первым в мире вышел в открытый космос, Алексея Леонова, раскрывающие тайну гибели Юрия Гагарина. Заголовок повторял цитату из книги - «Человек, погубивший Гагарина, жив. И даже стал Героем Советского Союза».

«Я с тремя крестьянами беседовал, которые указали, что видели низко летящий самолет. Во время следственного эксперимента они независимо друг от друга среди десяти макетов в полноразмерном масштабе Су-15 опознали. По их словам, из хвоста у него сначала пошел дым, потом - огонь, и он взмыл в облака. Ясно, что это не самолет Гагарина, - рассказывал Алексей Архипович. - Мы знаем, что в тот день, 27 марта 1968 года, Гагарин и Серегин должны были на высоте до 10 000 метров летать, а выше - испытания Су-15, взлетевшего с экспериментального аэродрома ЛИИ (Летно-исследовательского института) в Жуковском, проходили. Если коротко, пилот этого истребителя-перехватчика режим нарушил: спустился под облака, на пейзажи посмотрел - так часто делают, потом форсаж включил и в облаках рядом с самолетом Гагарина, не видя его, на сверхзвуковой скорости прошел. Возмущенным потоком этот Су-15 учебный МиГ-15 перевернул, в глубокую спираль загнал. (...)

Мне давали возможность объявить об истинной причине при условии, что я не назову имя летчика, который нарушил дисциплину и создал аварийную обстановку. Я дал слово, что не назову. Но он виноват. Он, кстати, жив. Ему уже за девяносто. В 1988 году Героем Советского Союза стал...»

Или все-таки зонд?

Версий причин гибели УТИ - то есть учебно-тренировочного истребителя - МиГ-15, на котором 27 марта 1968 года в свой последний полет отправились первый космонавт планеты Юрий Гагарин и инструктор Владимир Серегин, и по сей день множество. Помню, как дублер Гагарина, космонавт-2 Герман Титов жарко доказывал мне, что самолет свалился в штопор после столкновения с метеорологическим шаром-зондом. И приводил факты: почти все остекление кабины УТИ МиГ-15 было найдено и собрано. На такие кусочки оно могло расколоться только от столкновения с подвесом шара-зонда.

Алексей Леонов всегда рассказывает другую версию. Так же убежденно и горячо...

Да, до сих пор стопроцентно аргументированного ответа на вопрос, что стало причиной авиакатастрофы, нет. Обломки самолета Гагарина и Серегина поныне хранятся в подмосковных Люберцах на базе 13-го Государственного НИИ Министерства обороны РФ (он же - НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники). И, казалось бы, чего проще - снова провести расследование, используя новейшую технику и методики. Но увы...

Факты не сходятся

Впрочем, версию Леонова специалисты отвергают.

Я говорил об этом с несколькими членами Государственной комиссии, расследовавшей гибель самолета Гагарина и Серегина. Не так давно мы долго сидели над материалами Госкомиссии с единственным ныне живущим членом этой комиссии Арсением Дмитриевичем Мироновым. В 1968-м он был начальником научно-исследовательского отделения ЛИИ имени Громова, имел опыт расследования десятков авиапроисшествий.

Алексей Леонов обычно очень наглядно показывает, как истребитель-перехватчик Су-15 со своей высоты (больше 10 000 метров) вдруг срывается вниз (ладонь резко наклоняется и снижается от плеча где-то в район живота). Вторая ладонь (она изображает гагаринский УТИ МиГ-15) в это время движется параллельно полу. Су-15 резко выходит на высоту УТИ МиГ-15 и проносится дальше. Самолет Гагарина и Серегина, попавший в спутную струю (воздушный вихрь, оставленный пролетевшей машиной) истребителя, сваливается в штопор.

Но факты противоречат нарисованной Леоновым картине.

- На аэродроме на каждый полетный день составляется таблица: этот самолет взлетает тогда-то, этот - тогда-то. На 27 марта было запланировано пять полетов, - рассказывает Арсений Дмитриевич. - Два полета МиГ-21 по парному заданию. Два полета УТИ МиГ-15. Полет Серегина и Гагарина должен начаться в 9 часов с минутами. Второй полет УТИ МиГ-15 должен был выполнить летчик Андреев - для проверки работы матчасти.

Но Серегин опоздал на полчаса, и УТИ МиГ-15 Гагарина взлетел только в 10 час. 18 мин. Самолет Андреева почти следом - через 3 минуты.

- С аэродрома ЛИИ «Раменское» 27 марта действительно были выполнены два сверхзвуковых полета Су-15 на высотах 18 и 14 км, - добавляет историк авиации Андрей Симонов. - Первый пилотировал летчик-испытатель Аркадий Павлович Богородский. Он взлетел в 9 час. 45 мин. и приземлился в 10 час. 24 мин., когда Гагарин спокойно докладывал об окончании им задания на высоте 4200 м. Второй Су-15 пилотировал летчик-испытатель Александр Александрович Щербаков. Он взлетел в 11 час. 22 мин. То есть уже после падения самолета УТИ МиГ-15.

Кроме того, в 1988-м ни одному из летчиков-испытателей не было присвоено звание Героя Советского Союза. Заслуженный летчик-испытатель Аркадий Богородский погиб в 1972 году во время испытаний сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-21ПФ.

- Алексей Архипович убежден: полетные листы переписали так, чтобы Богородский оказался на земле в то время, когда Гагарин и Серегин еще работали в зоне... - поинтересовался я у Миронова.

- Я в это не верю. А много лет спустя Валентин Петрович Васин, летчик-испытатель, Герой Советского Союза, начальник летной части ЛИИ, мне рассказывал, что через несколько дней после трагедии в институт приезжал генерал из Госкомиссии, специально изучал полетный лист. И уехал, сказав, что по этому документу у него вопросов нет. Да и вообще как вы себе это представляете? На высоте 18 тысяч летит Су-15. Летчик в скафандре - на такой высоте в масках не полетаешь. У него есть задание. И вдруг ни с того ни с сего он решает «похулиганить» - резко снижается в облаках (а была в тот день низкая облачность), переворачивает самолет Гагарина и возвращается на 18 тысяч? Я аэродинамик по образованию, для меня версия Леонова неправдоподобна.

Как двигались самолеты Гагарина - Серегина и Андреева

Как двигались самолеты Гагарина - Серегина и Андреева

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ВОПРОС - РЕБРОМ

Так был ли самолет?

По версии Арсения Миронова, самолет все же был.

- Моя версия такая, - объясняет Арсений Дмитриевич. - Была облачность. Самолет МиГ-15 Гагарина и Серегина выходил из облаков и снижался с 4200 до 3000 метров нормально. Задание было выполнено. Продолжать полет в такой облачности было нельзя. Но на высоте 3000 они вдруг свалились в штопор. Почему? Думаю, что они увидели самолет летчика Андреева, который работал в соседней зоне. Гагарин - а он был за штурвалом - выходил из своей зоны несколько левее, чем надо было. Получалось, что он оказался в зоне Андреева. И в какой-то момент заметил поблизости его самолет. У меня, когда изучал материалы, сложилось такое впечатление: они начали от самолета Андреева очень резко и энергично уклоняться. И свалились. Высота была маленькая, и ее не хватило на то, чтобы выйти из штопора.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Человек, погубивший Гагарина, жив. И даже стал Героем Советского Союза...»

О тайне гибели первого космонавта, покушении на Брежнева и традициях на орбите рассказывает Алексей Леонов

Космонавт, который первым побывал в открытом космосе, представил автобиографию «Время первых. Судьба моя - я сам...». С разрешения издательства АСТ публикуем самые любопытные отрывки. (подробности)