Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество29 октября 2013 6:30

Комсомольские стройки Красноярского края

Время подвигов и… любви
Статус «ударной комсомольской стройки» строящимся объектам присваивали на съездах КПСС. Фото Владимира Завьялова /Фотохроника ТАСС/

Статус «ударной комсомольской стройки» строящимся объектам присваивали на съездах КПСС. Фото Владимира Завьялова /Фотохроника ТАСС/

29 октября исполняется 99 лет комсомолу, самой массовой в мире молодежной организации. Той, которая ловила хулиганов, чихвостила на комсомольских собраниях тунеядцев, воспитывала пионеров, собирала макулатуру и металлолом, играла в самодеятельных театрах, сочиняла и пела патриотические песни. И между всеми этими занятиями умудрилась построить большую, сильную страну.

К середине 80-х годов через стройотряды прошли 12,758 миллиона студентов. Молодые парни и девушки трудились на комсомольских стройках по всей стране. Это наследие и сегодня есть во многих регионах: заводы, ГЭС и ГРЭС, железнодорожные магистрали, метрополитены, поселки и целые города. И хотя бы за это отечественный комсомол заслуживает уважения потомков.

Статус «ударной комсомольской стройки» строящимся объектам присваивали на съездах КПСС. В отличие от «стройки коммунизма», где работали строители всех возрастов, на «ударной» трудились молодые комсомольцы.

Ударные комсомольские стройки различались по территориальному статусу: городские, краевые и Всесоюзные.

В 1976-1980 годах на территории Красноярского края действовало 10 Всесоюзных ударных комсомольских строек – в частности, Красноярский алюминиевый завод, Норильский горно-металлургический комбинат, Саяно-Шушенская и Богучанская ГЭС, Красноярский завод тяжелых экскаваторов, а также 12 краевых – Ачинский нефтеперерабатывающий завод, аэропорт Красноярска, корпуса Красноярского госуниверситета и другие. Здесь работали более 30 тысяч юношей и девушек.

Самая романтическая: Красноярская ГЭС

Сроки строительства: 1956-1972 (16 лет)

Алексей Медведь - один из тех комсомольцев, кто прибыл на стройку сразу после сброса в реку первой гранитной плиты с надписью «Покорись, Енисей!» и кто оставался на ГЭС вплоть до ее сдачи в эксплуатацию. После завершения большой стройки его отряд высаживал около гидрогиганта цветы.

Алексей Медведь

Алексей Медведь

Но самая сложная работа, которая выпала Алексею Емельяновичу, была связана не со строительством ГЭС. Близился ответственный 1967 год, когда планировался запуск первого агрегата, а руководство начало замечать, что юноши-комсомольцы один за другим уезжают со стройки. Комитет комсомола вместе с кадровиками стал выяснять, что да как, вот и открылось: тоскуют парни без девчат! На одну невесту – сразу шесть женихов. Руководство стройки принимает решение: надо привезти девушек. Но вот ведь незадача – где ж им работать, не бетон же мешать. На свой страх и риск начальник стройки Андрей Бочкин принимает решение отправить Алексея Медведя за девушками. Мол, ты езжай, а я потом тут договорюсь, найдем им работу. ЦК комсомола дает добро: набирайте в Горьковской области.

Цель поездки держали в строгом секрете, о ней знали лишь три человека – Андрей Бочкин, секретарь комсомольской организации стройки Виктор Плисов и сам Алексей.

В Горьковской области желающих поехать на стройку оказалось много. Женщины думали, набирают специалистов, никак не невест. Каково же было их удивление, когда Алексей Емельянович забирал неопытных, молоденьких – всего 185 девушек. Парней «вербовать» ему запретили, но страшно стало везти такую ораву красивых невест в одиночку, вот и прихватил с собой 14 мужчин. Тут уж брал только строителей, профессионалов.

Таким составом отправились на поезде в Красноярск. Прибывали ночью, в первом часу, Алексей Медведь все переживал: как же на вокзале отбиваться будем, если что, мужики-то там разные бродят. Девушкам наказал – от меня ни на шаг, с поезда сразу в зал ожидания, там посидим, а утром, наверное, нас и заберут свои. Но только поезд стал сбавлять ход, невесты говорят: «Леша, там с перрона тебя кричат». Выглянул Алексей в окно – на вокзальной площади автобусы ярко светят, музыка, его парни стоят с цветами. Девушек выносили из вагона на руках.

Спустя месяц на стройке ГЭС одну за другой играли свадьбы.

Подробности строительства Красноярской ГЭС читайте на сайте kp.ru.

Девчата на ГЭС всегда были окружены мужским вниманием

Девчата на ГЭС всегда были окружены мужским вниманием

Благодарим за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии Алексея Медведя и дивногорского историка Игоря Федорова.

Самая «горячая»: КрАЗ

Дата основания: 1964 год

Еще в 1956 году на XX съезде КПСС Красноярский алюминиевый завод объявили комсомольской ударной стройкой. Первыми сюда по комсомольским путевкам приезжали отряды пограничников-добровольцев. Они строили не только корпуса будущего завода, но и поселок Индустриальный для рабочих. На его месте и образовался Советский район Красноярска. К слову, многие строители оставались в нашем городе и продолжали работать на заводе.

Бригада коммунистического труда И. Юдина, январь 1964.

Бригада коммунистического труда И. Юдина, январь 1964.

Первый металл самая «горячая» комсомольская стройка выдала уже в 1964 году, и теперь КрАЗ ежегодно выпускает 850 тысяч тонн алюминия.

Благодарим за предоставленные архивные материалы Красноярский краеведческий музей.

Комсомольская путевка

Комсомольская путевка

Фото: Мария ЛЕНЦ

Самая соревновательная: КАТЭК

НАША СПРАВКА

КАТЭК - Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс. Он объединяет в себе угольные разрезы и ГРЭС на территории Канско-Ачинского угольного бассейна. КАТЭК охватывает территорию сразу трех регионов – Красноярского края, Кемеровской и Иркутской областей.

Отряды молодежи съезжались на КАТЭК со всей страны

Отряды молодежи съезжались на КАТЭК со всей страны

Начало масштабного освоения Канско-Ачинского бассейна было положено в 1979 году, когда на месте Березовского месторождения угля началось строительство Березовского разреза и Березовской ГРЭС-1, а также нового города Шарыпово. К началу 1990-х было уже 3 угольных разреза (Назаровский, Бородинский, Березовский), Назаровская и Березовская ГРЭС.

КАТЭК стал самой последней и самой масштабной Всесоюзной стройкой СССР. Отряды молодежи, которые съезжались сюда со всей страны, соревновались между собой в досрочном пуске объектов. Лучших из лучших награждали дипломами и заносили в летопись комсомольской славы КАТЭКа – это было почетно. Также передовиков поощряли денежными премиями и путевками в санатории, дома отдыха и даже за рубеж.

Геннадий Хазанов на КАТЭКе, лето 1985

Геннадий Хазанов на КАТЭКе, лето 1985

На строящихся объектах КАТЭКа проходили Дни «Комсомольской правды». Журналисты газеты приезжали в гости к молодым строителям, устраивали устные выпуски популярных рубрик – «Клуба молодой семьи», «Клуба любознательных», клуба для подростков «Алый парус», а также организовывали встречи с известными писателями, актерами театра и кино, психологами, учеными и спортсменами. Самым масштабным культурным событием тех лет стали Дни «Комсомольской правды» летом 1984 года. Это были концерты группы «Земляне» и «Верасы», певца и композитора Александра Морозова, творческие встречи с актером Игорем Старыгиным, телеведущей Ангелиной Вовк, олимпийским чемпионом, фигуристом Александром Зайцевым, политическим обозревателем Игорем Фесуненко, журналистом Василием Песковым. Целую неделю на строительных площадках и в городе продолжался этот праздник, о котором многие старожилы помнят до сих пор.

Благодарим за предоставленные архивные материалы администрацию Шарыпова и Красноярский краеведческий музей.

Самая мужественная: Абакан-Тайшет

Именно эта дорога одной из первых была объявлена XIII съездом ВЛКСМ Всесоюзной ударной комсомольской и стала второй всероссийской XX века после БАМа.

Идея дороги через Саянские хребты, чтобы соединить богатую лесом Восточную Сибирь с Кузбассом, появилась более ста лет назад. Но до революции 1917 года и российские, и иностранные предприниматели, познакомившись поближе с этими местами, от затеи отказывались. В советское время изыскатели пришли сюда в 1942 году, когда шла битва под Сталинградом – дорога была нужна позарез!

Однако первые строители появились в эти места только в 1958 году. В западных газетах писали по этому поводу: «Абсурд! Такая дорога невозможна в инженерном отношении, русские ее не построят». Построили. Причем это была одна из первых строек Советского Союза, на которой почти не было заключенных. Работали обычные парни и девчонки, приехавшие со всей страны по комсомольским путевкам.

Вот как вспоминает о тех временах доктор исторических наук, профессор СФУ Василий Гришаев, который с 1961 по 1964 год работал сначала вторым, а потом первым секретарем Хакасского обкома ВЛКСМ:

- Мне кажется, что не деньги и не хорошее снабжение привлекали сюда молодежь. Хотя в пору тотального продуктового дефицита комсомольские стройки снабжались в первую очередь. Решающую роль играли патриотический настрой и юношеский романтизм. Сказывалась советская пропаганда – страна была на подъёме, и это не какая-то выдумка, а реальность. Никто никого за руку не брал и не гнал на строительство. В итоге комсомольские стройки стали хорошей школой жизненного опыта и кузницей кадров, многие потом сделали неплохую карьеру.

В их числе был, например, Александр Крутиков. Он узнал о дороге в армии, из киножурналов. После службы приехал и отработал на стройке шесть лет, параллельно учился во Всесоюзном заочном юридическом институте. После он стал судьей, министром юстиции и прокурором Хакасии, профессором кафедры уголовного права и процесса ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Участник строительства написал книгу «За туманом» о том, как работали люди в то время ради того, чтобы сделать, может быть, главное дело всей своей жизни.

И когда 29 января 1965 года из Абакана по только что построенной дороге отправились первые пассажиры, путь, который можно проделать за 18 часов, поезд преодолел только за трое суток. На каждой станции его не отпускали строители, забрасывая пихтовыми ветками вместо цветов. Люди, которые несколько лет провели в тайге в брезентовых палатках и теплушках, но все же проложили почти 700 километров рельсов и шпал, имели право на праздник!

За самоотверженный труд 745 строителей «Трассы мужества» были награждены орденами и медалями. Но важнее то, что дорога оказалась действительно нужной, и ее значение с годами только растет.