2016-08-24T03:11:03+03:00

Самые красивые достопримечательности Петергофа

15 августа 1723 года открылась летняя резиденция российских императоров. По замыслу Петра I она не должна была уступать по роскоши французскому Версалю. Сегодня Петергоф – это памятник мировой архитектуры, мы выбрали для вас самые красивые его места
Поделиться:
Комментарии: comments1
Екатерина МАЛИНИНА
Изменить размер текста:

Замысел создания загородного дворца возник у Петра I в 1714 году, сохранившиеся рисунки императора, его указы и пометки на документах подтверждают, что общая концепция планировки ансамбля также принадлежат ему. 15 августа 290 лет назад состоялось торжественное открытие резиденции. К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, построены Монплезир, Марли, почти готов Эрмитаж, более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды.

Сегодня музей-заповедник «Петергоф» - памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII—XIX веков. Ежегодно тысячи туристов бывают здесь, если вы еще не успели посетить этот райский уголок, то мы расскажем вам про самые интересные его достопримечательности.

Большой Петергофский дворец

Он является центром Петергофского ансамбля, «коронной» резиденцией русских императоров. Великолепное трехэтажное здание протяженность 300 метров, галерею соединяют его с Церковным корпусом, сверкающим золотыми куполами, и корпусом под Гербом. Интересно, что орел треглавый, чтобы из любой точки парка он казался двуглавым.

На протяжении 18 и 19 веков над созданием архитектурного облика дворца и над оформлением его многочисленных покое трудились такие выдающиеся русские и западноевропейские мастера, как Браунштейн, Леблон, Микетти, Земцов, Растрелли... Итогом двухсотлетнего строительства стал дворец, в котором рядом с покоями петровской эпохи блистали барочные залы середины XVIII века, а с ними соседствовали торжественные и строгие апартаменты периода классицизма, сменявшиеся покоями середины XIX века, возрождавшими основные художественные принципы рококо.

Верхний сад занимает 15 гектаров, несмотря на свою красоту и точную геометрию,он носил вполне практичный характер - здесь выращивали фрукты к царскому столу. Здесь разбиты 5 прудов, фонтаны (5 фонтанов и каскад: фонтаны Квадратных прудов, фонтаны «Межеумный», «Дубовый» и фонтан «Нептун» с каскадом Аполлона), статуи и трельяжные беседки.

Тронный зал в Большом дворце поражает сввоим величием.

Тронный зал в Большом дворце поражает сввоим величием.

Большой дворец является уникальным историко-художественным музеем, коллекция которого насчитывает около трех с половиной тысячи экспонатов. Это предметы мебели, живопись, ткани, осветительные приборы, фарфор, отвечавшие вкусам венценосных владельцев Дворца.

Нижний парк и Большой каскад

Нижний парк разделен на две части морским каналом от Большого дворца к заливу. Здесь есть также Большая оранжерея с плодовым садом и парниками, дворец Монплезир с садом и теплицами «для поваренных трав», дворец Марли с огородами, садами и рыбными прудами. Однако всемирную известность Нижнему парку Петергофа принесли его уникальные и многочисленные фонтаны.

Большой каскад занимает выдающееся место среди известнейших исторических фонтанных сооружений мира. Это блестящий памятник искусства барокко. Он включает более 150 фонтанов и 4 каскада: Большой каскад с фонтаном «Самсон» перед ним, парные фонтаны «Чаши», фонтаны «Мраморные скамьи» и «Воронихинские колоннады», Морской канал с Аллеей фонтанов, каскад «Шахматная гора», фонтан «Оранжерейный», Римские фонтаны, фонтан «Адам», фонтан «Сноп» и фонтаны «Колокола», фонтан «Солнце», фонтан «Пирамида», фонтаны-шутихи, каскады «Львиный» и «Золотая гора», фонтан «Фаворитный», фонтан «Ева», фонтан «Китовый», «Менажерные» фонтаны, фонтаны «Клоши».

Современный облик каскада складывался более ста лет, но замысел его композиции принадлежал Петру I. Строительство каскада началось в мае 1716 года. Пробный пуск воды в каскад состоялся в присутствии Петра 13 июля 1721 года. В августе 1723 года состоялся торжественный пуск фонтанов. Большой каскад начал действовать. Но работы продолжались. Появились новые скульптуры. Уже после смерти Петра, в 1735 году в центре ковша был сооружен фонтан "Самсон", а через три года в разрыве мраморной балюстрады установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы Растрелли. На этом основные работы по декору каскада были завершены.

Решение о сооружении фонтана "Самсон, разрывающий пасть льва" было принято в 1734 году, когда отмечалось 25-летие разгрома шведских войск под Полтавой. Для того, чтобы получить столб воды максимальной высоты, по требованию фонтанного мастера Суалема от Бабигонского пруда проложили специальный деревянный трубопровод длиной более четырех километров. В 1736 году все работы были завершены, и фонтан взметнулся на высоту 20 метров. Уже через десять появилась необходимость замены свинцовой статуи, Самсона отлили в бронзе. В годы Второй мировой войны скульптура Самсона была похищена фашистами. По сохранившимся фотографиям ее воссоздали.

Центром Большого каскада является Нижний (Большой) грот. Ограничивают площадку перед Нижним гротом две каскадные лестницы, декорированные золочеными барельефами, кронштейнами, струями водометов и золоченой скульптурой, чередующейся с вазами. В центре площадки - фонтан "Корзина", воды которого по трем водопадным ступеням устремляются в ковш. Стена Нижнего грота завершается гранитным карнизом с мраморной, украшенной вазами балюстрадой перед террасой Верхнего (Малого) грота.

Дворец Марли и пруд

Небольшой дворец Марли с огородами, садами и рыбными прудами, отличается особой скромностью по сравнению с другими постройками Петергофа. Назван в честь дворца в Париже, хотя внешне они не похожи. Фасады декорированы лаконичными деталями. Всего во дворце 12 помещений. Первоначально Марли использовался для проживания знатных особ, гостивших в Петергофе. Потом здесь долгое время хранился гардероб Петра I. В 1899 дворец полностью разобрали, поставили новый фундамент и восстановили. Дворец сильно пострадал в ходе Великой Отечественной войны, в 1955 году его вновь восстановили. Марлинский сад разделён Большим прудом на Сад Бахуса (находится у подножия Золотого каскада) и Сад Венеры с мраморной скульптурой богини.

С западной стороны от дворца Марли расположены Секторальные пруды, а с восточной - Марлинский пруд – настоящее произведение парковой архитектуры. Если посмотреть на него с лицевой стороны, кажется, что он квадратный, сбоку – прямоугольный. Его рыли и облицовывали четыре года. Предназначение прудов было не только декоративным: в прудах разводили рыбу.

Павильон «Эрмитаж»

Построен в 1721-1725 годах. Идею его созданию Петр I привез из Восточной Пруссии. Петергофский Эрмитаж – первый в России. Его название, которое в переводе с французского означает «приют отшельника» или «место уединения», объясняет как назначение дворца, так и его конструктивные особенности. Изящный двухэтажный «Эрмитаж» предназначался для обедов в узком кругу приближенных или гостей. Служебные помещения – небольшая кухня и буфетная – располагались на первом этаже, чтобы слуги не подслушивали разговоры господ. Второй этаж занимает парадный зал, украшенный картинами западноевропейских мастеров XVII-XVIII века в «шпалерной» развеске.

Именно в этом зале за особым столом проходили закрытые обеды императрицы и ее приближенных. Особенность стола на четырнадцать персон заключается в подъемном механизме, которым он снабжен. При помощи канатов и блоков опускалась и поднималась средняя часть стола и все тарелки. Главная «затея» Эрмитажа – единственный в России подъемный стол - восстановлен для осмотра в июле 2009 года.

Дворцово-парковый ансамбль «Александрия»

В 1825 году земли к востоку от Нижнего парка император Николай I приобретает и дарит своей жене Александре Фёдоровне, и они получают название «Собственная её величества дача Александрия». С 1826 года архитектор Менелас разбивает здесь пейзажный парк, строит двухэтажный дворец Коттедж. В 1830—1831 годах в парке строится Фермерский дворец, а в 1835 году Готическая капелла (архитектор Шинкель). Александрия – это семейное гнездо четырёх поколений династии Романовых.

Коттедж – памятник эпохи романтизма, построен в стиле английской готики и сохранившийся до нашего времени почти в неизменном виде. Здание поражает своими легкими ажурными фасадами, украшенными чугунными аркадами с изящными цветами, стрельчатыми ограждениями балконов и террас. Художественную значимость музею придает и первоклассное собрание живописи и скульптуры, выдающихся отечественных художников и скульпторов: Айвазовского, Кипренского, Щедрина… Коттедж интересен и многочисленными семейными реликвиями.

Готическая капелла - любимая домовая церковь Николая I и его семьи. Декоративное убранство ее фасадов и интерьеров выдержано в готическом стиле: стрельчатые порталы, окна-розы с витражами, на фасадах чугунный кружевной орнамент и 43 фигуры Святых из выколотной меди.

Фермерский дворец - один из уникальных памятников Петергофа - построен в 1831 году по проекту архитектора Менеласа. Дворец сначала был просто павильоном с фермой, напоминавшим английские сельские постройки. Одноэтажное здание, П-образное в плане, вместе с оградой и воротами с северной стороны образовывало замкнутое каре. Внешне дворец напоминал скромный домик в пасторальном стиле с крышей, окрашенной под цвет соломы, с навесом и колоннами, обвитыми берестой и зелеными гирляндами. По желанию Николая I в павильоне на втором этаже создали комнаты для проживания 13-летнего наследника престола Александра Николаевича.

Позже к восточному флигелю пристраиваются двухэтажные жилые покои с мансардой. В результате перестроек павильон превращается в обширный двухэтажный дворец в стиле неоготики и начинает играть роль летней загородной резиденции семьи Александра II. После революции, как и многие дворцы Петергофа, Фермерский стал музеем, просуществовав в этом качестве до 1932 года. Потом он был домом отдыха, а в годы войны превратился в фашистский штаб с бункером. В мирное время служил общежитием Петродворцового часового завода, а с 1975 года пустовал и ветшал. В 1979 году дворец вошел в музейный комплекс Петергофа, но его практическая реставрация началась только в 2003 году.

Колонистский парк

В 1832 по 1857 годы к югу от Верхнего парка у Ольгина пруда возникает Колонистский парк. Он был создан по проектам архитектора Штакеншнейдера, садового мастера Эрлера и инженера Пилсудского. В 1842—1844 годах на островах Ольгина пруда возникают Царицын павильон (в подарок супруге императора Николая I Александре Федоровне) и Ольгин павильон (для дочери Николая I Ольги Николаевны).

Царицын павильон построен в 1842-1844 годах по проекту архитектора Штакеншнейдера. Созданный для Александры Федоровны, супруги императора Николая I, Царицын павильон напоминает виллы древних Помпей. Это одноэтажное, ассиметричное по планировке здание с лоджиями и внутренним садиком. К павильону примыкает трехэтажная смотровая башня. Центральное место в павильоне занимает атриум, созданный как копия главной комнаты римского дома. Пять комнат павильона украшены росписью в подражание фресковой помпейской живописи. Стилизованная под античную мебель, обилие скульптуры, фонтан с живыми цветами, мозаичные полы – все это создает образ дома древнего италийца, о котором мечтала императрица Александра Федоровна. Искусно вписанный в парковое пространство, Царицын павильон является единым целым с окружающим его ландшафтом. Рядом с ним мраморные скульптуры и скамьи, фонтаны, украшенные цветами, увитые зеленью перголы, теплолюбивые растения в кадках, романтические «Руины» и «Хрустальная» колонна, розы старинных сортов и множество других разнообразных цветов создают особую романтическую атмосферу «античного» сада, каким его представляли в XIX в.

Ольгин павильон построенный в 1846-1848 годах по проекту Штакеншнейдера стал подарком императорской четы дочери Ольге к ее свадьбе в 1846 году. Павильон создан в виде трехэтажной башни, выступающей из воды, и напоминает неаполитанские постройки. На каждом этаже находится по комнате: столовая, кабинет Ольги Николаевны и кабинет Николая Первого. Пергола, лестница-пристань, балконы над гладью пруда, смотровая площадка бельведера соединяют комнаты павильона с окружающим пространством парка, делая павильон открытым свету и воздуху. Строгое архитектурное решение оживляет скульптурное убранство: бюсты в нишах фасадов и на консолях второго этажа, барельефы, стоки для дождевой воды в виде фантастических животных. Лестницу-пристань украшают беломраморные вазы на постаментах желтого сиенского мрамора.

Дворец «Монплезир»

Если душой Петергофа являются его великолепные фонтаны, то сердцем Петергофа по праву можно назвать дворец «Монплезир». Во многих воспоминаниях посетителей Петергофа сохранились восторженные отзывы о маленьком дворце, столь оправдывающем свое название «мое удовольствие»!

Монплезир – любимый дворец царя-преобразователя Петра I. Дворец соответствовал представлениям императора о совершенном жилище просвещенного человека. Внутренняя планировка здания отличается рациональностью. С парадными помещениями соседствуют жилые комнаты и хозяйственно-бытовые помещения. В Монплезире, как ни в одном другом архитектурном сооружении, отразилось все то новое, что определило особенности культуры и искусства петровского времени.

Художественные достоинства Монплезира обеспечили ему видное место в русском искусстве: здесь представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII-XVIII веков (картины приобретены самим Петром I); живописные работы во дворце выполнялись французским художником Пильманом; кроме того, Монплезир хранит коллекцию китайского фарфора, голландского фаянса, русского стекла. Екатерина II в Парадном зале Монплезира устраивала ужины в узком кругу приближенных.

Новые музеи

Новые музеи, расположенные во вновь отреставрированных исторических зданиях XIX столетия, находятся на территории Верхнего сада и Дворцовой площади. Сюда входят: Музей императорских велосипедов, Музей игральных карт, Музей коллекционеров и Музей семьи Бенуа.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также