Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество7 марта 2014 10:03

«Доживи Гагарин до 1985 года, наша история могла бы сложиться совсем по-другому»

Обозреватель «Афиши» и биограф первого космонавта Лев Данилкин в интервью «КП» [видео]
Гагарин с любимыми дочками.

Гагарин с любимыми дочками.

Литературный обозреватель журнала «Афиша» Лев Данилкин написал для серии «ЖЗЛ» книгу «Юрий Гагарин». На международной книжной ярмарке в Лондоне Данилкин рассказал «КП», чем его привлекла биография первого человека, отправившегося в космос.

Мы разговаривали в выставочном комплексе Эрлс-Корт — в 1961 году как раз где-то там стояли толпы англичан, собравшихся поглазеть на Гагарина, приехавшего на советскую торгово-промышленную ярмарку. Во время того визита одна девушка рванулась к майору и чмокнула его в щеку — и стала героиней обложек английских таблоидов; королева Елизавета в обход церемониала позвала его на ланч — и сфотографировалась с ним на память, хоть ей по правилам было не положено до такого опускаться (потом она объяснила, что фотографировалась с «небесным человеком», так что ничего страшного). За обедом у Елизаветы II Гагарин не знал, как пользоваться хитрыми столовыми приборами и начал сам накладывать салат столовой ложкой со словами «давайте есть по-русски», на что королева ответила «Господа, давайте все будем есть по-гагарински» - и тоже взяла столовую ложку, а потом, когда допили чай, вслед за Гагариным выловила ломтик лимона из чашки и съела.

Гагарин ездил по городу Манчестеру в машине с открытым верхом под проливным дождем - потому что его встречали тысячи человек, тоже стоящие под проливным дождем, и он не чувствовал себя вправе быть в ином положении. В один из дней у него страшно болела рука, потому что он совершил около двух тысяч рукопожатий.

Отличная книга Данилкина полна живых и ярких деталей. Я почти наугад выбрал те, что про Британию — а вообще их там сотни, касающихся хоть детства Гагарина, прошедшего в оккупированной фашистами местности, хоть юности, прошедшей на севере России, хоть подготовки к полету, хоть его последствий.

- Что вас заставило взяться за книгу о Гагарине? Согласитесь — ваше имя с ним совершенно не ассоциируется.

- Ну, а кто ассоциируется с Гагариным?.. На самом деле, ответ очень простой. По году рождения я принадлежу к последнему советскому поколению. Я вырос на книжках и фильмах про космос, у меня, как у всех, были часы с фотографией Гагарина. И предложение написать книгу про него — предложение, от которого не отказываются; точно так же нельзя отказаться от путешествия во времени или полета в космос.

С Гагариным связана одна простая вещь: идеальный образ будущего. Вы же смотрели фильм «Гостья из будущего»? Он сейчас считается советским кинотрэшем для подростков, но я по странным обстоятельствам пересматриваю его невероятно часто. И тот 2084 год, который показан в этом фильме, меня прямо правда волнует. И, судя по всему, в вариант, описанный в этом фильме, никто уже не попадет — а этот вариант как раз и есть продолжение гагаринской линии. Вот такая связь: советская фантастика, образ будущего, Гагарин — и заставила меня за эту книгу взяться.

- В книге вы пишете, что космонавтика за весь XXI век едва ли осуществит то, что Сергей Королев планировал сделать к 1975-му. Каковы причины того, что космический проект так быстро и резко заглох?

- Главная - смерть Королева, скончавшегося в расцвете сил. Существует даже некая околокоролевская конспирология — почему да как это произошло... Советский Союз вместе с ним потерял колоссальное преимущество. Не мы первыми отправили человека на Луну. А уж к 1975-му планировалось сначала запустить пилотируемый корабль в облет вокруг Солнца, а потом устроить экспедицию на Марс...

Ленин спроектировал русскую историю ХХ века; не было бы Ленина — может, никто бы в кулак это и не собрал. Вот таким же был и Королев, спроектировавший освоение космоса. Он был, думаю, одной из двух-трех главных фигур века, и после его ухода подобных не появилось.

- Когда произносят имя Гагарина, вспоминается добронравовское «Знаете, каким он парнем был?» Вы, переворошивший кучу материала, прочитавший десятки книг, можете, наверное, ответить на этот вопрос. Понятно, что вы на него ответили на 400 страницах, но, может, суммировать можно и короче?

- Если совсем грубо и в двух словах... Конечно, когда я начинал, хотел обнаружить нечто такое, что перевернуло бы представления об этом человеке. Условно говоря, что он был не ого-го, а серийный убийца - я, конечно, сейчас иронизирую. Но выяснилось, что он был даже лучше, чем его представляла советская пропаганда. Ты обнаруживаешь его одноклассника или приятеля, или общаешься с космонавтом, который хорошо его знал, - и они рассказывают подробности, которые выставляют Гагарина еще лучшим человеком, чем ты думал.

Буквально через несколько месяцев после того, как он полетел в космос, он стал самым популярным человеком на планете — популярнее, чем Монро, Пресли, «Битлз». А это был обычный лейтенант, из самых социальных низов. Когда он понял, что его судьба — быть примером для всех людей (дико потертые, девальвированные слова, но, видимо, внутри той системы он осознавал их именно так, как я рассказываю), он сумел превратиться в образцового советского гражданина. Более того, как его назвали англичане — в Колумба Вселенной. И это колоссальный скачок в развитии для простого советского парня.

Я в своей книге пытаюсь показать, что полет 12 апреля теоретически мог быть не главным событием в жизни Гагарина. Если бы он не погиб, он совершил бы нечто еще более выдающееся, и не обязательно в области космонавтики. Все к этому шло. Потеря Гагарина вдвойне трагична, потому что, при всем, что он совершил, это несостоявшаяся ключевая фигура российской истории. Доживи он до 1985 года, например, когда история надломилась, мы бы, может, прошли эту развилку совсем по-другому.

- Вы имеете в виду, он стал бы политиком?

- Я пытаюсь показать в книге, что его готовили к этому. Он умел это делать. Он был хорошим дипломатом. И сама жизнь наверняка его бы вытолкнула из узкой космической специализации в политику. Я много с кем говорил на эту тему, и довольно часто люди, его знавшие, свидетельствуют: он мог бы стать тем, кем стал в 1985 году Горбачев. Так складывалась его карьера, что это допустимое предположение.

- Слава его не надломила? Простой советский лейтенант в одночасье стал главной звездой планеты, а такое кого угодно может с ума свести.

- Нет, нет. Он сначала находился в эйфории от почестей, которые ему оказывали, от возможностей, которые ему представились — а потом случилась одна курортная история, в результате которой он покалечился. В своем роде — «анти-12 апреля». Тоже с полетом, но крайне неудачным — он выпрыгнул из номера гостиницы, и сильно разбил лицо, у него на всю жизнь остался шрам, который на официальных фотографиях ретушировали. И после этого Гагарин всю жизнь продолжал изменять себя -хотя мог спокойно продолжать жить, как жил, используя возможности, которые ему предоставлялись.

- Почему вдова Гагарина так закрыта от журналистов?

- Она и при его жизни не была публичной; очевидно, что публичность никогда ей не нравилась. А в конце 80-х произошло решающее событие. Началась перестройка, все люди, которые находились за советской крепостной стеной, вдруг стали доступны для журналистов, и ее убедили дать интервью для фильма «Гагарин, я вас любила» (впоследствии название этого фильма стало источником вдохновения для группы «Ундервуд». - Ред.). Потом оказалось, что гагаринская вдова там показана несколько свысока — советская неправильная женщина, которая пролжила неправильную жизнь и которой следовало бы многому научиться... Я думаю, - не знаю, а думаю — что именно после того, как она посмотрела этот фильм, перестала пускать в свою жизнь вообще кого бы то ни было. Я могу предположить, что 12 апреля, в день 50-летия полета Гагарина, к ней приедет с поздравлениями либо Медведев, либо Путин. И это будет единственный посторонний человек, которого она впустит в свою жизнь за много лет.

Смотрите фотогалерею: Редкие фото Юрия Гагарина

Читайте электронную книгу "Юрий Гагарин. Народный герой"

Уникальные свидетельства друзей, коллег первого космонавта планеты, журналистов и читатей "КП", редкие снимки и версии гибели героя.