Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды26 марта 2017 19:10

Дмитрий Медников, зам гендиректора ВГТРК: На самом деле интернет — это результат заговора телевизионщиков

Давно хотелось заглянуть «за кулисы» отечественного телевидения. Что было? Что будет? На чем сердце успокоится? И лучшего собеседника, чем человек, который по сути отвечает за развитие ТВ, наверное сегодня и не найти
Дмитрий Медников в студии радио "Комсомольская правда".

Дмитрий Медников в студии радио "Комсомольская правда".

Фото: Михаил ФРОЛОВ

- Дмитрий, как председатель совета директоров «Цифрового телевидения» для начала дайте совет — какой телевизор покупать, чтобы он не устарел через 3-4 года. А то новые технологии развиваются… Я вот как-то купил телевизор, а через полгода стали выпускать модели с встроенным плеером, через год — со smart TV...

- В ближайшее время самым массовым форматом будет НD – телевидение высокой четкости. Через некоторое время будет появляться 4К. В первую очередь - фильмы, музыкальные клипы, познавательные программы, мультфильмы. Потом начнется и переход телеканалов на 4К.

А аналогового телевидения сейчас почти ни у кого и нет. Когда вы на даче – «рога» на крышу забрасываете — вот это вы ловите аналоговый сигнал. Но и то он все больше и больше заменяется на эфирный цифровой. Телеканалы давно производят сигнал в цифре и отдают его в цифре.

- То есть пока тратить деньги на экраны с возможностью показа картинки в 4К рановато?

- Мы давно производим довольно много контента и в 4К. Другой вопрос, что не весь этот контент возможно передать существующими технологиями. Но вы можете его скачивать и смотреть. В первую очередь мы перевели на 4К мультипликацию.

- Я как-то читал, что телевидение будущего – это не эфир, где программы выстроены друг за другом, а возможность заказывать то, что вы хотите в удобное для вас время.

- Одно другого не исключает. Есть некая подмена понятий, когда говорят о том, что что-то должно заменить нечто другое. Вспомните, говорили, что кино заменит театр. А они уже больше ста лет параллельно живут и неплохо себя чувствует.

Когда мы росли, можно было посмотреть по телевизору 15 минут мультфильмов в неделю. Современный ребенок смотрит от двух до трех-четырех часов мультиков в день!

Когда появилось телевидение, люди смотрели его в основном после работы, вечером. Был один прайм-тайм. Сейчас смотрят телевидение и дома, и в метро, и в машине, и на работе, и на даче.

Смотрели, смотрим и будем смотреть

- Хорошо, тогда давайте разберемся что вообще такое телевидение?

- Передача картинки на расстояние. И все.

Потребление телевидения и видео во много раз выросло и будет продолжать расти. Люди смотрят столько же сколько и раньше линейное, эфирное телевидение, преимущественно дома. Но они смотрят его и в разных других местах. Когда мы росли, в лучшем случае был один телевизор в квартире. Сейчас среднее количество телевизоров в России в домах – 2,5.

- Ноутбуки, планшеты вы тоже считаете как телевизоры?

- Конечно. Вообще, интернет – это заговор телевизионщиков. Необходимо было найти способ поставить в офисы компьютеры, чтобы спустя некоторое время и на работе люди тоже смогли смотреть телевизор. Ведь просто так поставить телевизоры на рабочие места тяжело: работодатель сопротивлялся. Нужно было создать видимость полезности устройств. В итоге народ в рабочее время смотрит телевидение на компьютере, а работодатель думает, что они усердно работают. Все довольны.

- Вы сказали, что дети смотрят мультфильмы по 3-4 часа в день. Вы чувствуете свою ответственность за это?

- Мы приложили к этому руку, - отвечает Медников спокойно.

- То есть чтобы они больше сидели дома, а не гуляли на улице воздухом дышали?!

- Таки вы видели тот воздух? – иронизирует телевизионный начальник. - Вы двор видели? Уверены, что хотите, чтобы дети там воздухом дышали?

Мы много сделали для того, чтобы вернуть детскую аудиторию к телевизору. Наша компания вместе с Первым каналом запустили детский канал «Карусель», некоторое время назад запустили канал «Мульт», который сейчас стал самым популярным в России каналом отечественной мультипликации. Запустили канал «Тлум», который стал самым популярным HD-каналом в России.

Мы видим, что дети, в отношении которых все были уверены, что они смотрят только мультики в интернете, с удовольствием смотрят линейное телевидение. Это познавательные, добрые, сделанные лучшими российскими мультипликаторами мультфильмы, от которых только польза.

И если уже серьезно — да, мы тоже очень бы хотели, чтобы дети побольше гуляли. И времени у них остается для этого достаточно.

Дмитрий Медников: "Когда появилось телевидение, люди смотрели его в основном после работы, вечером. Был один прайм-тайм. Сейчас смотрят телевидение и дома, и в метро, и в машине, и на работе, и на даче."

Дмитрий Медников: "Когда появилось телевидение, люди смотрели его в основном после работы, вечером. Был один прайм-тайм. Сейчас смотрят телевидение и дома, и в метро, и в машине, и на работе, и на даче."

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Мульти-пульти

- «Союзмультфильм» в последние годы очень сильно сбавил обороты. Мы можем говорить, что у нас есть если не альтернатива, то хотя бы замена «Союзмультфильму»?

- Почти все современные мультфильмы в России появились с участием ВГТРК. Это и «Маша и медведь», и «Лунтик», и «Ми-ми-мишки», и «Сказочный патруль». Мы работаем с лучшими российскими студиями.

Мультипликация в России расцветает. Это заслуга талантливых людей, которые пришли и перезапустили индустрию, когда многие думали, что она уже погибла. Сейчас это индустрия с высочайшей степенью импортозамещения. И она востребована в мире.

Давно уже художники не сидят с карандашом или кисточками, выписывая каждое движение, чтобы потом снять один кадр. И это целый комплекс - компьютерные технологии переходят в игровые. А они уже формируют рынок реальных игрушек. Для современного ребенка пространство мультипликационное и пространство приложения, где он может поиграть с любимым героем, и возможность купить реальную игрушку – это единое целое.

Мы не стали называть наши приложения играми, мы их назвали интерактивной мультипликацией. Это в первую очередь развивающие приложения, которые позволяют ребенку выучить современные гаджеты и устройства. Узнавать новые вещи про мир, который окружает ребенка.

- Как по-вашему, есть принципиальное отличие нынешнего российской мультипликации от американской? Раньше я могу по нескольким кадрам отличить советский мультик от американского… А теперь?.

- Я бы говорил о культурной традиции. Когда смотришь сделанный в России мультфильм, видишь, что это российский мультфильм. В России очень сильные гуманитарные, анимационные, кинематографические традиции. И это делает Россию очень интересным игроком на мировой арене. У нас — да - всегда есть свой почерк. Обладание этим почерком очень важно.

- Какие интересные мультипликационные проекты на подходе?

- Запустили один из первых в России мультсериалов для подростков. Первая серия вышла 23 февраля – «Герои Энвелла». К лету выйдет новый мультсериал, посвященный героическим животным, которые спасают мир.

Кадр из анимационного сериала "Герои Энвелла".

Кадр из анимационного сериала "Герои Энвелла".

- Не сказать, что это новая идея...

- Вообще героев, сюжетов и новых событий не так много. Modern Cinderella Story – история современной Золушки — это ведь по сути основа 90 % мелодрам, которые снимаются в мире.

Для создания нового мира в целом достаточно канонических сюжетов. Можно придумать совершенно новый сюжет, но он, скорее всего, не будет интересен. Потому что интересные герои и сюжеты уже созданы.

- Приложения, интерактивные игры – это тоже новое телевидение?!

- Конечно.

Наше поколение жутко страдальческое. Каждый раз, когда мы успевали к чему-то привыкнуть, нам приходили и объясняли, что это уже устарело, надо привыкать к новому. У нас появились электронные офисы, компьютер, ноутбук, смартфон, интернет. И каждый раз хитростям их использования мы учились заново. Современное поколение с этим выросло. Для них естественно жить, когда у тебя один-два смартфона, телевизор, компьютер.

А следующим появится виртуальная реальность. Появится взаимосвязь между героями комиксов или мультфильмов, кинофильмов и умным домом. Когда для того, чтобы управлять устройствами, вам понадобится какой-то образ. Вам будет интереснее давать команды, если это будет не обезличенная металлическая функция. Вы сможете выбрать любимого героя из фильма, который и станет помогать вам настраивать холодильник или включать вовремя стиральную машину.

Надел шлем – и от всех ушел

- О, моя любимая тема – виртуальная реальность. Но это штука индивидуальная — нужен смартфон и (или) шлем виртуальной реальности (VR). Телевидение-то тут при чем?

- Технологии быстро дешевеют. Сейчас видеоплата в сотовом телефоне лучше, чем видеоплата в крутом графическом компьютере лет десять назад. Скоро и VR-устройства будут недорогие. Они будут подсоединяться беспроводным образом к одной из станций. Вы же не задумываетесь сейчас к какой станции или соте подключен ваш телефон?

С виртуальной реальностью будет очень похожая история. Вы подключаетесь и окунаетесь в виртуальный мир. А что это будет — кино, приложения, съемки 360 градусов или просто общение по аналогу Скайпа — уже второй вопрос. Лет через 10-15 VR достигнет того же уровня охвата, как сейчас интернет.

VR-технологии за последние годы развиваются активными темпами.

VR-технологии за последние годы развиваются активными темпами.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

- Как вы себе это представляете?

- Для того, чтобы нам сегодня с вами встретиться, вам пришлось ехать на работу, а мне пришлось ехать к вам на работу. А через несколько лет я бы надел шлем, вы бы надели шлем, и мы бы прекрасно поговорили.

Или вот сегодня типовой офис: люди сидят, у каждого 2-3 квадратных метра. Если сотруднику нужно много видеоинформации, напротив него приходится ставить несколько мониторов. А в будущем у него будет пустой стол. Нужно - надел шлем виртуальной реальности, и получил кабинет любого размера. А в нем сколько нужно информационных панелей.

Изменится скорость и популярность дистанционного образования. Здесь особенно значима визуальная часть. Возможность показывать химические опыты, демонстрировать физические законы, учить языки, где важно начертание букв на расстоянии. Я уже не говорю про медицину, исследования.

- В связи с этим как вы будете развивать образовательные, научные каналы?

- Россия – одна из немногих стран, в которых появилась своя система познавательного телевидения. Мы запустили каналы «Моя планета», «Наука», «Живая планета», Т24, «Планета в НD», «История». Мы сейчас производим около тысячи документально-познавательных фильмов в год.

Следующий этап – появление в них VR-пространства…

- Урок истории. Ты погрузился в эпоху средневековья…

- …И наблюдаешь за тем, как Цезарь делает три дела одновременно. Можешь встретиться с Эразмом Роттердамским и посмотреть, как он пишет «Похвалу глупости».

А как же книги?

- Мы будем разжевывать детям все с помощью видео. И они вообще перестанут читать книги.

- Я не уверен, что читают сейчас меньше. Приложения-лидеры по скачиванию – книжные приложения. В книжных магазинах книги покупать стали меньше. Но много молодых авторов раскрутились через электронные читалки.

Мы привыкли оперировать статистикой, которая говорит, что книги стали меньше покупать или меньше ходить в библиотеку. Но книгу можно получить быстрее с помощью современных девайсов. Количество читающих людей увеличивается.

- Вы не боитесь конкуренции с социальными сетями? Короткий ролик о том, как кошка играет на пианино, собирает 3-4 млн просмотров, о чем профессиональным телевизионщикам еще мечтать приходится.

- Это разные вещи. Когда не было соцсетей и любительских роликов, миллионы людей просто смотрели с умилением за своими кошками. Или за пламенем костра наблюдали.

Я не вижу угрозу в соцсетях. Это новые источники работы с авторами.

Что выбрать

- Вообще, каков смысл в 120 телеканалах? Человек обычно смотрит три-четыре и этого достаточно.

- Каждый человек делает свой выбор. Существует своя градация телеканалов. Есть премьерные, есть те, кто организуют вокруг себя контент и создают его. А есть те, кто просто амортизируют чужие библиотеки. Каналы в зависимости от этого и различаются популярностью.

- Многие мои друзья сегодня смотрят каналы про природу и принципиально не включают политические передачи, которые только нервируют.

- Всегда была определенная часть аудитории, которые не любили ходить в кино, а любили читать книги. Не стоит ждать от людей, что у них принципиально изменятся привычки. Хотя часто люди кривят душой, говоря, что они не смотрят политическое телевидение.

Мы это много анализировали. Мы не видим оттока аудитории от политических программ, напротив - есть существенный прирост. Те, кто говорит, что не смотрят политические программы, гораздо более точно, нежели мы, телевизионщики, их цитируют и демонстрируют полную осведомленность о том, что было в эфире.

- Как вы это объясняете?

- Этим людям хочется показаться более модными или более протестными. Но большей популярности, чем сейчас, у общественно-политического вещания, я не помню. Я участвовал в создании «России-24» десять лет назад. Я видел, как по нарастающей идет рост внимания и интереса к телевизионной информации в России. По ноябрю среди информационных каналов «Россия-24» по просмотрам была второй в мире.

- А первый кто?

- Канал индийского телевидения. Только учтите, что у них 1,5 млрд. населения, а у нас в десять раз меньше.

ДОСЬЕ «КП»

Дмитрий Медников, заместитель генерального директора ВГТРК родился 2 апреля 1980 года.

В 2002 году окончил факультет журналистики МГУ.

С 2006 по 2012 год - главный редактором канала «Вести-24». С 2012 года по июль 2015 года - директор дирекции главных продюсеров телеканала «Россия-1». С 2013 года - председатель совета директоров АО «Цифровое телевидение».

СЛОВАРИК «КП»

Формат HD обеспечивает высокую четкость изображения. То есть сигнал передается с разрешением 1280х720 пикселей. Но сейчас больше популярен формат Full HD - 1920×1080 пикселей.

Формат 4К или Ultra HD – это значит, что картинка передается с разрешением 3840х2160 пикселей.

Виртуальная реальность (VR) – это искусственно созданный мир, в который можно погрузиться с помощью специальных устройств – шлемов, очков.

Smart TV – возможность выхода телеприемника в Интернет и просмотра находящегося в Сети контента.