Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
В мире23 января 2017 13:25

В Астане начались исторические переговоры по Сирии

Благодаря усилиям Москвы, за один стол сели представители правительства Асада и оппозиции
Переговоры в Астане обозначили и новый центр силы, который претендует на свое первенство в распутывании этого сложного ближневосточного узла: Россия, Турция и Иран

Переговоры в Астане обозначили и новый центр силы, который претендует на свое первенство в распутывании этого сложного ближневосточного узла: Россия, Турция и Иран

Фото: REUTERS

Вряд ли кто-то ждет серьезного прорыва в ходе первой встречи в Астане. Однако главное достижение российской дипломатии очевидно - Москва заставила замолчать орудия, переместив участников гражданской войны с улиц разбитых артиллерией городов на поля словесных баталий. Сегодня за одним столом сидят посол Сирии в ООН Башар Джаафари и полевой командир группировки «Армия Ислама» Мухаммед Аллуш. Никто не сомневается, что эти переговоры будут куда сложнее, чем устройства современных систем залпового огня. Но все-таки это первый шаг на пути от прекращения кровопролития к диалогу.

Переговоры в Астане обозначили и новый центр силы, который претендует на свое первенство в распутывании этого сложного ближневосточного узла. Россия, Турция и Иран - именно эти страны в последние месяцы диктовали политику в регионе. И благодаря Москве, Анкаре и Тегерану удалось относительно малой кровью освободить экономическую столицу Сирии Алеппо. После чего, собственно, и стал возможен диалог с так называемой умеренной оппозицией. Потому что теперь повстанцы прекрасно понимают, что за Алеппо может последовать новое обострение. Где-нибудь в районе Идлеба, куда съезжались покинувшие Алеппо и пригороды Дамаска боевики оппозиции. И результат новой компании Асада будет тот же. Вот только крови прольется еще больше. И еще несколько десятков тысяч человек станут беженцами.

Надо понимать, что приехавшие представители оппозиции - публика весьма специфическая. Среди них нет организаций «Воины за свободу и демократию» или «Фронт освобождения европейских ценностей». Прежде всего это группировки, которые еще совсем недавно расценивались Дамаском как террористические - «Армия Ислама», «Бригада мученников Ислама», «Джабха аш-Шамия»... Далекие, прямо скажем, от светского восприятия мира товарищи. Но больше договариваться на той стороне просто не с кем. Тем более, что предыдущая администрация США так и не смогла размежевать оппозицию и террористов. Хотя обещала.

Помимо тройки Россия-Турция-Иран в Казахстан приехала команда спецпосланника генсека ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, которая в последние месяцы играла скорее роль статиста, нежели активного игрока в ближневосточном урегулировании. Посол США в Казахстане Джордж Крол присутствует на переговорах лишь в качестве наблюдателя. Впрочем, в будущем американцы могут расширить формат своего участия - Россия приглашала в Астану представителей команды Дональда Трампа. Наверняка ему захочется играть более существенную роль в сирийской истории. Конечно, его отношение к режиму Асада далеко от симпатии. Однако у президента США есть понимание того, что ИГИЛ (запрещен в России) - это общий враг, с которым воюют и правительственные силы, и оппозиционные, и Россия со своими союзниками, и американская коалиция. Вопрос победы - это вопрос объединения усилий. В каком формате? Об этом и должны договариваться стороны в Астане. Потому что ключевой вопрос будущего Сирии, ее выживания, - это вопрос существования игиловской злокачественной опухоли на ее теле.